
Предисловие от журнала MAYER&MAYER
В нашей стремительно меняющейся реальности роль философии неизбежно меняет свою конфигурацию. Сегодня мы расскажем вам о поразительной истории первой в России Chief Philosophy Officer, человека, который сочетает в себе философское мышление и практический бизнес-подход, внедряя в корпоративный мир ценности, смыслы и осмысленное лидерство. Мы пригласили её поделиться своим уникальным опытом и взглядами на роль философии в современном бизнесе. Натэлла, здравствуйте! Благодарим вас за оказанное внимание!
M&M: Вы стали первым в России Chief Philosophy Officer. Можете рассказать о своем пути к этой должности? Какие ключевые моменты и вызовы вам пришлось преодолеть? Какие философские и профессиональные принципы вы переняли на этом пути?
Ключевым моментом в моей карьере стало осознание того, что философское мышление может и должно переплетаться с практическими задачами в бизнесе и обществе. В мире, где всё чаще доминируют прагматизм и краткосрочные выгоды, я интуитивно ощущала глубокий потенциал философского подхода как средства для создания устойчивых ценностей и осмысленного лидерства. Эта идея захватила меня и стала источником моего вдохновения, побуждая действовать и внедрять философские принципы в каждый аспект моей работы.
Ключевым моментом в моей карьере стало осознание того, что философское мышление может и должно переплетаться с практическими задачами в бизнесе и обществе.
Один из самых больших вызовов на этом пути был связан с тем, чтобы доказать важность и применимость философии в корпоративной среде. Существует распространенное заблуждение, что философ оторван от реальности, и что он вообще может мыслить в бизнесе? Есть такое немецкое слово гелертер – так называли человека, который обладал обширными, но всецело книжными знаниями, никогда не применяемыми на практике. Так вот, философ – не гелертер. Как говорил Кант, «в известном смысле можно философию изучать и не быть способным к философии». Например, я не преподаватель философии, я – философ. Философ в том исконном понимании, которое было у древних греков. Для них философия была способом жить, волевой личностной практикой, тем, что трансформирует мышление и занимается формированием ума и души.
Мне, как философу, пришлось преодолевать скептицизм и укоренившиеся стереотипы, показывая примеры успешного интегрирования философских принципов в стратегическое управление и корпоративную культуру. Мы знаем, что в XX веке менеджмент формировался преимущественно умами промышленных магнатов и инженеров, а Форд и Тейлор проложили путь к жесткому, административному и процедурному взгляду на рабочий процесс. Важно отметить, что в этой управленческой парадигме часто пренебрегали человеческим фактором.
Однако произошел поразительный сдвиг, когда Google решился приглашать на работу корпоративных философов и назначил Дэймона Горовица своим первым Chief Philosophy Officer. Эти философы обладают уникальной способностью понимать сложные системы, стирая границы между управленческим и философским мышлением. Заглядывая в будущее, можно сказать, что слияние менеджмента и философии – неизбежно, поскольку отсутствие философского понимания сделает эффективное управление недостижимым. Нынешняя эпоха, как удачно описал ее Дэниел Пинк, знаменует собой «концептуальную эру», в которой создание смысла занимает центральное место. А Chief Philosophy Officer занимается именно этим: он видит смыслы, он выявляет смыслы и, разумеется, он их создает. Но самое главное – он способен управлять смыслами. Когда я в какой-то момент осознала, что всю свою сознательную жизнь занимаюсь смыслами, выявляя, подмечая, управляя ими, я стала искать возможность войти в диалог с теми, кто сегодня занимается тем же самым в бизнес-компаниях. Для меня было важно построить мост между философией и бизнесом. И я его построила, став первым в России Chief Philosophy Officer.
Нынешняя эпоха, как удачно описал ее Дэниел Пинк, знаменует собой «концептуальную эру», в которой создание смысла занимает центральное место. А Chief Philosophy Officer занимается именно этим: он видит смыслы, он выявляет смыслы и, разумеется, он их создает.
Я часто повторяю, что миром правят смыслы. Сегодня наш мир находится в состоянии лиминальности, когда старые скрижали уже разрушены, а новые еще не появились. Мы висим над пропастью в полной неопределенности, уже не зная точных ответов, откуда мы пришли и куда мы идем. Кризис смыслов привел к тому, что фактически никто не способен предложить новую модель образа будущего. Согласно глобальному мыслителю Олегу Коновалову, лишь 0,1% деловых, общественных или политических лидеров сегодня имеют видение. На мой взгляд, пугающая информация.
Человечество слышало много приговоров: от ницшеанского «Бог мертв!» до «конца истории» Фукуямы. Человечество слышало много прогнозов: от восстания машин до наступления технологической сингулярности. Человечество придумало немало аббревиатур, чтобы объяснить мир, в котором мы живем: VUCA, BANI, TACI, SHIVA. Жаль, ни одна из них не дала человечеству инструменты, при помощи которых оно смогло бы обрести точку опоры в мире, который уже трещит по швам. Налицо кризис смыслов, отсутствие образа будущего. Много ли вы знаете правительств и корпораций, чей горизонт планирования выходит за пределы хотя бы трех десятилетий? Вот здесь и приходят философы. Как говорил Ницше: «Какова задача философа? Посреди муравьиной суеты напоминать о проблеме бытия, вообще о вечных проблемах».
Философы приходят в Кремниевую долину, на Уолл-стрит, в технологические компании по всему миру, чтобы обнаружить смыслы, дать смыслы, управлять смыслами. Так проступают контуры цивилизации будущего, решающего вызовы, которые не способен решить никто. Философы приходят в бизнес и задают вопрос: «Есть ли у вас осознанная позиция в пространстве смыслов?» И только затем они задают второй: «Какой твой new big thing, следующий большой шаг?»
M&M: Как вы считаете, в чем заключается главная задача Chief Philosophy Officer? Как вы видите роль этой позиции в развитии компании, и как она может повлиять на корпоративную культуру и стратегическое мышление?
В шведском языке существует древнейший термин для обозначения «бизнеса» – naringslivet – что означает «пища для жизни». А в китайской культуре «бизнес» – shen yi – это «создание нового смысла». Кто знает об этом больше, чем тот, кто постоянно занимается созданием и управлением смыслами, строя мост между философией и бизнесом? Еще в 2000 году главный научный сотрудник UNSW.ai, Института Искусственного Интеллекта UNSW в Сиднее Тоби Уолш выпустил книгу «2062», где открыто сказал: «К 2062 году каждой крупной компании понадобится Chief Philosophy Officer – главный философ…»
Крупные западные технологические корпорации стали приглашать на работу философов уже в 2016 году. И первый Chief Philosophy Officer появился в Google, им стал, как я отметила ранее, Деймон Горовиц. За Google последовали Apple, Microsoft и другие компании. Постепенно философы (in-house-philosophers) становятся неотъемлемой частью C-Suite и в качестве спарринг-партнеров в компаниях по всему миру. Одни из них занимаются проблемами этических аспектов новых технологий, другие находят себя в социальном конструировании реальности (понятие, введенное современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманном), третьи – превращают организации в большие экосистемы, которые напрямую влияют на мир (например, используя образование как инструмент для проектирования будущего).
Позволю себе повториться: главная задача Chief Philosophy Officer состоит в управлении смыслами и, хочу сделать на этом особый акцент, на формировании Учения компании, что особенно актуально для организаций, стремящихся к созданию интегративной, осмысленной и устойчивой корпоративной культуры. В контексте компании-университета роль Chief Philosophy Officer становится ещё более значимой и многогранной. Можно сказать, что Chief Philosophy Officer – это своего рода хранитель философского и этического фундамента компании. Он обеспечивает, чтобы все действия, решения и стратегии организации были пропитаны глубоким смыслом и соответствовали её Учению, миссии и ценностям.
Позволю себе повториться: главная задача Chief Philosophy Officer состоит в управлении смыслами и, хочу сделать на этом особый акцент, на формировании Учения компании, что особенно актуально для организаций, стремящихся к созданию интегративной, осмысленной и устойчивой корпоративной культуры.
Chief Philosophy Officer работает с интеллектуальным капиталом вашей компании. Он способен создать think tank или целую сеть think tanks при каждой организации. Эти мозговые центры могут как генерировать новые знания, так и разрабатывать инновационные решения глобальных проблем человечества. Все зависит от масштаба ваших замыслов. Я хочу подчеркнуть, что работу Chief Philosophy Officer невозможно ни автоматизировать, ни делегировать, поскольку она полностью мыслительная. Эти люди занимаются созданием ценностей и работают с лидерами и предпринимателями на уровне наследия. Поэтому они пытливо задают не всегда удобные вопросы, а подчас и нарочно провоцируют вас на выход за пределы привычной картины мира.
Ваш бизнес для Chief Philosophy Officer – это возможность «создавать новые смыслы», а ваша компания – «живой организм», способный порождать экосистемы, соразмерные масштабу ваших (и его) замыслов. Chief Philosophy Officer не просто помогает прописать вам миссию, цели, принципы компании. С этим прекрасно справляются многочисленные бизнес-консультанты. У Chief Philosophy Officer другой вызов. Он может начать процесс трансформации вашей компании в Learning Organization, в Обучающуюся Организацию, по Питеру Сенге. Или, как говорит мой учитель Игорь Рыбаков, в Компанию-Университет. Очерчивая контуры влияния Chief Philosophy Officer в целом, я фактически даю представление об основном характере своей работы.
Хотя этим она, разумеется, не ограничивается. Как архитектор образовательных программ я изучаю опыт лучших в мире бизнес-школ и университетов и стараюсь внедрять в наши программы самые инновационные методики преподавания, подмечать тренды, вдохновляться новыми подходами к созданию образовательного опыта. В силу своих природных особенностей я не люблю заниматься чем-то одним, поэтому при работе с лидерами, меняющими мир, мне всегда было интересно создавать вокруг них не просто продукты, а целые экосистемы.
M&M: Вы являетесь консильери миллиардера Игоря Рыбакова. В свете мировой тенденции к этичному бизнесу, какие философские концепции вам особенно близки? Как они проявляются в ваших советах и стратегических рекомендациях?
Этичный бизнес основан на четкой миссии, которая выходит за рамки банального стремления к прибыли. Одним из вдохновляющих примеров как раз является миссия Игоря Рыбакова “2050 год: 10 миллионов Мастеров Актуальности, которые улучшат качество жизни миллиарда людей на земле”. Миссия по созданию 10 миллионов Мастеров Актуальности заключается в формировании мощной экосистемы глобального влияния. Работа с предпринимателями, поддержка образовательных инициатив, таких как Конкурс имени Выготского и проекты RYBAKOV PLAYSCHOOL, Школа Игоря Рыбакова в МФТИ, Х10 Движение и т.д. направлены на создание лидеров, которые будут не только стремиться к достижению личного успеха, но и улучшать мир вокруг себя, оставлять после себя наследие. Эти лидеры будут вдохновлять и направлять миллионы людей, способствуя формированию более справедливого, устойчивого и процветающего общества.
Одним из вдохновляющих примеров как раз является миссия Игоря Рыбакова “2050 год: 10 миллионов Мастеров Актуальности, которые улучшат качество жизни миллиарда людей на земле”. Миссия по созданию 10 миллионов Мастеров Актуальности заключается в формировании мощной экосистемы глобального влияния.
В моей роли консильери я придерживаюсь философии, направленной на создание наследия. Философия наследия предполагает долгосрочные горизонты планирования и, я бы сказала, соборного мышления. Такое мышление было присуще строителям древних соборов, которые хорошо знали, что не увидят завершения своей работы при жизни. Их дело продолжат их ученики и ученики учеников. Однако они продолжали возводить эти величественные сакральные сооружения – для тех, кто придет после, для будущих поколений. Говоря о философии наследия, я хотела бы привести вдохновляющие примеры: династии Медичи, д’Эсте, Сфорца, которые стремились к созданию не только материального богатства, но и культурного, интеллектуального и общественного наследия. Эти семьи способствовали развитию искусства, науки и философии, вкладывая огромные ресурсы в общество и создавая фундамент для будущих поколений. Их влияние, как мы видим, выходит за границы отдельной человеческой жизни. Как бы высокопарно ни прозвучало, они создавали вечные ценности. Сегодня это делает Игорь Рыбаков и его ученики, и это достойно подражания. К слову, именно благодаря постоянному пребыванию в поле опыта этого человека я открыла для себя, что наследие есть то, что мы взращиваем в течение всей своей жизни. Это не разовый акт, а ежедневная практика.
Я использую эти исторические примеры, чтобы подчеркнуть важность долгосрочного видения и стремления оставить позитивный след. Часто ли мы задаемся вопросами: “Что останется после нас?”, “Как наше действие сегодня повлияет на будущее через десятилетия?” и, как сказал бы Роман Кржнарик, «Насколько мы хорошие предки?» Этот подход стимулирует лидеров выходить за рамки краткосрочных выгод и стратегий, нацеленных только на получение прибыли. Этичный бизнес для меня, прежде всего, в этом.
При работе с лидерами я стараюсь донести важную мысль: их действия сегодня могут фундаментальным образом изменить не только их компании, но и целые общества. Лидеры, которые стремятся создавать и поддерживать образовательные инициативы, социальные и культурные проекты, не только повышают свою репутацию, но и формируют наследие, которое будет оказывать влияние на протяжении многих поколений.
M&M: По словам Оскара Хартмана, множество компаний в Европе сталкиваются с проблемой отсутствия наследников. Как вы считаете, актуальна ли эта проблема в России? Может ли внедрение Chief Philosophy Officer в компании способствовать решению этой проблемы и каким образом? Как философский подход может помочь в управлении преемственностью в компании?
Проблема отсутствия наследников действительно актуальна не только для Европы, но и для России. В условиях быстрого изменения рынка и демографических сдвигов, многие компании сталкиваются с трудностями в обеспечении преемственности и сохранении накопленных знаний и ценностей. В этой ситуации роль Chief Philosophy Officer становится особенно важной и может стать ключевой в решении данной проблемы.
Я немного повторюсь: Chief Philosophy Officer, используя философский подход, помогает компаниям не только создавать наследство в виде материальных ценностей, но и формировать наследие, которое оставит положительный след в человеческой истории. Философия подчеркивает важность долгосрочного видения и устойчивого развития, что позволяет компаниям строить свою деятельность не только в рамках текущего успеха, но и с учетом будущих поколений. Это включает создание стратегий, которые будут актуальны и эффективны через десятилетия.
Одной из ключевых инициатив, поддерживаемых Chief Philosophy Officer, является трансформация компании в своего рода университет, где знания и опыт передаются через цепочки “учитель-ученик”. Это не только способствует сохранению и приумножению интеллектуального капитала компании, но и формирует культуру непрерывного обучения и развития. В такой системе каждый сотрудник становится учителем, который передает своим ученикам не только технические навыки, но и корпоративные ценности, философские принципы и Учение компании. Его ученики, в свою очередь, также становятся учителями. Принцип создания цепочек ученической преемственности лежит в основе компании-университета. Сегодня это единственная по-настоящему устойчивая модель компании. С учетом сокращения средней продолжительности жизни организаций и весьма неутешительных прогнозов McKinsey (уже к 2027 году 75% компаний, входящих сейчас в индекс S&P 500, исчезнут), все это обретает острую актуальность.
Одной из ключевых инициатив, поддерживаемых Chief Philosophy Officer, является трансформация компании в своего рода университет, где знания и опыт передаются через цепочки “учитель-ученик”.
M&M: Как вы применяете философские методы и теории для решения конкретных бизнес-проблем? Есть ли у вас излюбленные философские концепции или мыслители, на которых вы опираетесь в своей работе?
Спасибо за интересный вопрос. Применение философских методов и теорий для решения конкретных бизнес-проблем на протяжении многих лет является неотъемлемой частью моей работы.
Начну с одного из моих самых любимых философов – Гераклита. Идеи Гераклита, особенно его концепция постоянного изменения, выраженная в тезисе “всё течёт, все меняется” (“πάντα ῥεῖ”), имеют глубокое применение в бизнесе. Гераклит считал, что единственной постоянной являются изменения, и этот принцип может быть применим к различным аспектам управления бизнесом, включая принятие решений и создание продуктов. Отношение к изменениям как к норме побуждает бизнес-лидеров быть гибкими и адаптивными. Вместо фиксированных планов и стратегий, бизнес должен быть готов перераспределять ресурсы и менять тактику в ответ на изменяющиеся условия рынка и экономической среды.
С годами у меня выработался высокий «коэффициент адаптивности» (или, как его еще называют, Adaptive Intelligence): начиная с политической деятельности и заканчивая сферой бизнеса, я перманентно находилась в условиях повышенной неопределенности и стресса. Способность быстро адаптироваться под изменившиеся условия, при этом не только обходясь без лишних жертв, но и умудряясь устанавливать свои правила игры, здесь является ключевой. Осознание неизбежности перемен позволяет мне быть проактивной, а не реактивной. Это означает предугадывание возможных изменений и, соответственно, подготовку к ним. Применение сценарного планирования, где бизнес строит планы на основе множества возможных будущих сценариев, также отражает философию постоянных изменений. Здесь важно не столько предсказать будущее, сколько быть готовым к различным его вариантам.
Способность быстро адаптироваться под изменившиеся условия, при этом не только обходясь без лишних жертв, но и умудряясь устанавливать свои правила игры, здесь является ключевой.
В целом именно античная философия является для меня неизменным источником вдохновения. Сегодня она переживает настоящий Ренессанс, что в особенности относится к стоицизму, который стал опорой для многих людей, ищущих способы справиться с кризисами нашего времени и обрести способность жить в условиях неопределённости. Стоическая мудрость оказалась весьма востребованной и в сфере бизнеса, где ее рассматривают как философию действия, как мастерство жизни, которое включает в себя стратегии по управлению состояниями человека, вставшего на путь к эвдемонии, или счастью, блаженству.
Могли ли античные мудрецы предвидеть, что их мудрость окажется столь востребованной в Кремниевой долине и на Уолл-стрит? Могли ли они предугадать, что такие известные личности, как Теодор Рузвельт, Бенджамин Франклин или, скажем, Арнольд Шварценеггер возьмут на вооружение основные принципы стоицизма? К слову, интересно, что это учение было основано предпринимателем – Зеноном Китийским, который был преуспевающим морским торговцем. Стоицизм появился более 2000 лет назад, но эта философия остается по сей день актуальной, особенно в наше кризисное время, когда мы вынуждены сталкиваться с беспрецедентными вызовами.
Стоицизм предлагает инструменты, позволяющие нам выйти из-под контроля внешних обстоятельств, бесстрашно действовать перед лицом неопределенности, обрести эмоциональную устойчивость и обратить на пользу любую, даже самую сложную и безвыходную, ситуацию. Фактически, речь об управлении своими состояниями и тактике поведения в любых обстоятельствах. Это особенно важно в наше время, когда один кризис сменяет другой, и люди, захваченные врасплох стаей «черных лебедей», оказываются заложниками своих автоматических реакций и негативных сценариев. Я постоянно применяю техники стоиков в своей деятельности: принцип дихотомии контроля, негативную визуализацию (premeditatio malorum) и др. К слову, легендарный тренинг «Убей компанию», который мы проводим с Игорем Рыбаковым, имеет непосредственную связь с подходами стоиков.
Несомненно, большое влияние на меня оказали такие философы, как Платон, Аристотель и Фридрих Ницше. От «сократовской майевтики», идеи философа-правителя, понятия энтелехии и вплоть до вдохновляющего образа сверхчеловека – все это заложило основу для моего авторского философского подхода. Однако я бы хотела подчеркнуть, что я не решаю сугубо бизнес-проблемы – я занимаюсь глобальными проблемами человечества и нахожусь в абсолютной убежденности, что любая проблема есть проблема мышления. Именно поэтому я разрабатываю образовательные программы, способные привести к значительным изменениям не только ментальных моделей, влияющих на качество наших решений, но и картины мира в целом.
Несомненно, большое влияние на меня оказали такие философы, как Платон, Аристотель и Фридрих Ницше.
M&M: Насколько важную роль играет этика в вашей работе как Chief Philosophy Officer? С какими этическими дилеммами вам чаще всего приходится сталкиваться, и как вы их решаете?
Обычно, когда говорят про Chief Philosophy Officer, его деятельность стараются свести к этике. В условиях стремительного развития новых технологий и Искусственного Интеллекта, этические вопросы, безусловно, становятся особенно актуальными и требуют постоянного внимания и анализа. Я позволю себе остановиться на этическом аспекте новых технологий. Мы живем в эпоху Цифровой Революции и сегодня технологии изменяют наше сознание и поведение быстрее, чем когда-либо. Есть даже мнение, что они будут определять следующую эру человеческой цивилизации.
Как философа, меня интересуют точки бифуркации, переходы от одной эпохи к другой, то есть, смена парадигм. И то, что происходит сегодня, интересует меня вот в каком контексте: я задаюсь вопросом о смысле и сущности человеческого бытия, о способах его присутствия в мире. Что такое современный человек в эпоху умных машин? Привилегия ли это – быть человеком? Есть ли в том, чтобы быть человеком, нечто священное – как спрашивает футурист Ричард Йонк.
И если история, как говорил Ортега-и-Гассет, это «линейная система человеческих опытов, протяженных во времени», я хочу знать, каково наше место в истории будущего и как выйти за пределы линейного восприятия, ибо в эпоху экспоненциальных технологий оно устарело?
Вы видели таблицу прорывных технологий? На вид она похожа на таблицу Менделеева, однако в ней 100 технологий, которые меняют наше настоящее и, конечно же, окажут влияние на наше будущее. Кто-нибудь задумывается о том, как они повлияют на онтологический статус человека? Кто, кроме философа, вообще способен поставить этот вопрос?
В одной из своих ранних статей философ и антрополог Тобиас Рис рассказывает об AI 100, группе ученых из Стэндфордского университета, и ссылается на отчет, составленный ими в 2016 году. Этот документ сообщает о достижениях Искусственного Интеллекта за последние десятилетия, а также прогнозирует его достижения в ближайшем будущем. Рис подчеркивает два существенных недостатка этого отчета: во-первых, в группу ученых не вошел ни один социолог, который сумел бы описать влияние Искусственного Интеллекта на общество, а во-вторых, ученые даже не задаются вопросом, что значит быть человеком в эпоху интеллектуальных машин. Я вспоминаю эту историю всякий раз, как мне нужно хорошенько пнуть узкоспециализированный подход. Критика Тобиаса Риса, кстати, оказала влияние: AI 100 теперь междисциплинарная группа ученых, куда вошли философы, социологи, антропологи, психологи.
Этический аспект новых технологий очень важен. Я знакома с философом и предпринимателем Ксавье Пави, так вот он вводит идею «ответственных инноваций», согласно которой создатели инноваций должны развивать в себе философский взгляд на новые технологии, чтобы понимать всю лежащую на них какую ответственность и следовать этичному применению технологий.
M&M: Как вы видите будущее профессии Chief Philosophy Officer? Может ли эта роль стать неотъемлемой частью крупных компаний по всему миру, и какова перспектива её развития в России и за рубежом?
Надо отдать должное Тобиасу Рису, одной из ключевых фигур в Институте Берггрюена. Кажется, еще в 2018 году он начал звонить исследователям в области Искусственного Интеллекта и биотехнологий и предлагать им нанимать философов и художников для совместной работы с их инженерами. Он прямо заявил, что лаборатории и компании ИИ – это непризнанные, но чрезвычайно влиятельные и прорывные философские лаборатории, в которых создаются новые концепции человеческого бытия, политики, познания природы, понимания и практики технологий.
Рис сказал своим собеседникам, что их работа находится в самом центре грандиозного философского события, имеющего такой же исторический масштаб, как Ренессанс или Научная Революция. Что же в итоге? Сегодня мы имеем философские и художественные команды в Element AI, Facebook, и Google, а также в Лаборатории Искусственного Интеллекта в MIT, Беркли и Стэнфорде. В DeepMind, OpenAI и Microsoft. И это только начало.
В России к этому придут постепенно, но этот приход неизбежен. Или, в конечном итоге, мне так и придется самой создать Международную Школу Chief Philosophy Officer – ведущий образовательный центр, который будет готовить будущих лидеров в области философии и менеджмента, способных соединить глубокие философские знания с практикой стратегического управления, направленного на этически устойчивые и инновационные решения.
M&M: В вашей практике наверняка возникает необходимость балансировать между долгосрочным философским видением и краткосрочными бизнес-целями. Как вам удается сохранять этот баланс, и какие подходы вы рекомендуете для сохранения долгосрочной устойчивости бизнеса?
Мне удается сохранить этот баланс за счет нескольких подходов. Во-первых, это четкая иерархия целей и приоритетов: важно понимать, что краткосрочные цели должны служить опорными точками на пути к более грандиозным планам, и расстановка приоритетов здесь играет ключевую роль. Во-вторых, это интеграция философии в стратегию. Повседневная деятельность должна органично интегрировать философские принципы. Каждый шаг я рассматриваю сквозь призму долгосрочных ценностей и устойчивости. В-третьих, это гибкость и адаптация: дерево гнется под порывами ветра, но оно не ломается. Важно проявлять гибкость, адаптируясь к постоянным изменениям, но сохраняя крепость своих корней. В-четвертых, это системный подход: целостное
видение процессов помогает мне видеть, как текущие решения вписываются в общую картину, позволяя не терять из виду долгосрочную перспективу. Наконец, в-пятых, это регулярный пересмотр и анализ. Постоянное переосмысление стратегий и анализ результатов помогает мне своевременно корректировать курс, не отклоняясь от главных целей.
M&M: Какую роль может играть философия в инновациях и технологическом развитии компаний? Как принципы философского мышления могут способствовать созданию новаторских продуктов и услуг?
Философия играет важнейшую роль в инновациях и технологическом развитии компаний. Прежде всего она помогает нам оспаривать устоявшиеся представления, рассматривать проблемы с разных сторон и стимулировать креативное мышление, что и приводит в итоге к созданию новаторских продуктов и услуг. Принципы философского мышления могут способствовать раскрытию «эффекта Медичи», описанного Франсом Йоханссоном, в одноименной книге. Этот эффект заключается в синергии различных дисциплин и культур, приводящей к прорывным инновациям. Говоря о философах в бизнесе, я бы в первую очередь сделала акцент на том, что мы говорим о полиматах. Как ни крути, Chief Philosophy Officer работает на пересечении философии, этики, психологии и социологии. Полиматы же – это люди с глубокими знаниями в нескольких областях, способные интегрировать идеи, методы и принципы из самых различных дисциплин. Такие люди способны соединять идеи из разных областей, порождая по-настоящему инновационные вещи. Это еще называют Fusion Thinking.
Философия играет важнейшую роль в инновациях и технологическом развитии компаний. Прежде всего она помогает нам оспаривать устоявшиеся представления, рассматривать проблемы с разных сторон и стимулировать креативное мышление, что и приводит в итоге к созданию новаторских продуктов и услуг.
Могу привести конкретный пример: Стив Джобс был известен своим философским подходом к дизайну и технологиям. Он черпал вдохновение из курса по каллиграфии, когда разрабатывал шрифты и интерфейсы для Apple. Это сочетание эстетики и технологии — пример философского мышления, которое привело к созданию новаторских продуктов, таких как Macintosh.
Менее очевидный пример – Дж.К. Роулинг, создательница серии книг о Гарри Поттере, изучала французскую и классическую филологию. Её глубокое понимание мифологии, литературы и философии позволило создать уникальный мир, который не только завоевал сердца миллионов читателей, но и привёл к созданию успешных франшиз, тем самым демонстрируя экономический эффект философских знаний.
Методология дизайн-мышления, популярная в инновационных компаниях, таких как IDEO, имеет философские корни и опирается на системное и междисциплинарное мышление. Это позволяет компаниям разрабатывать продукты и услуги, ориентированные на реальные потребности пользователей. Пожалуй, остановлюсь пока на этом.
M&M: Такой вопрос напоследок. Что вы можете посоветовать молодым людям, стремящимся сочетать интерес к философии с карьерой в бизнесе? Какие шаги им следует предпринять, чтобы быть успешными в этих смежных областях, и какие навыки следует развивать? И какие гуманитарные специальности помимо философии могут быть перспективными в ближайшие десятилетия?
Я бы дала молодым людям, сочетающим интерес к философии с карьерой в бизнесе, следующие рекомендации:
1. Найдите применение философии в бизнес-контексте. Ищите возможности интеграции философских идей, разрабатывая корпоративные ценности и этичные практики.
2. Развивайте креативное и системное мышление. Философия учит видеть мир в более широком контексте. Это ценное умение в бизнесе, где важно уметь видеть потенциал роста и развития, а также предсказывать возможные риски.
3. Практикуйте междисциплинарный подход. Важно обладать знаниями в различных областях, таких как философия, бизнес, психология, культура, и наука.
4. Стремитесь приобрести опыт работы в разных сферах, не ограничивайтесь «смирительной рубашкой» своей специализации. Эффективный Chief Philosophy Officer должен иметь опыт работы в таких областях, как образование, бизнес, политика, культура и наука, чтобы быть гибким и адаптируемым к различным вызовам.
5. Учитесь работать с неопределенностью. Важна способность адаптироваться к переменам и использовать свою способность управлять смыслами для изменения правил игры.
6. Способность создавать смыслы и управлять ими. Выявление смыслов, наделение смыслами, создание смыслов и управление смыслами — ключевые аспекты работы Chief Philosophy Officer.
8. Учитесь работать с большим массивом информации и превращать его в знания,
рассматривая их как объект управления и конкурентное преимущество.
9. Обретите перспективное видение. Умение проектировать будущее на 10, 30, 50, 100 лет вперед. При взятии какой-либо идеи изучайте, где и при каких обстоятельствах она уже появлялась в истории; кто об этом уже думал, как применял и к чему это привело; интегрируйте эту идею в международный контекст и оцените, не является ли она восходящим трендом, способным стать вашим конкурентным преимуществом.
Путь молодого философа в мир бизнеса полон возможностей. Как говорил один мудрец: “Глубина мысли, соединенная с широтой действий, рождает великие свершения”. Стремитесь к гармоничному развитию обеих сфер, не бойтесь экспериментировать и учиться новому, и успех обязательно придет.
Среди перспективных гуманитарных специальностей я бы назвала следующие: психология, социология, культурология и антропология. Однако я хотела бы подчеркнуть, что призываю не к одной единственной специальности, а к искусной конфигурации целого ряда специальностей, т.е. к формированию полиматического подхода – и к созданию своей картины мира, и к построению своего карьерного пути.
Average Rating